Мы издаём
Издания 2014/2015/2016 года
Педагогический калейдоскоп [Текст] : сборник научно-методических материалов (для педагогов начальной школы и дошкольных образовательных учреждений)/ Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры ; АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования»; составитель Е. В. Одинцова, главный редактор Г. Н. Котельникова. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО.
В сборнике представлены материалы, подготовленные учеными, аспирантами, учителями и воспитателями округа по актуальным проблемам современного образования
Образование Югории [Текст] : научно-методический журнал / автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" ; редколегия:
Г. Н. Котельникова ; Т. А. Грошева, В. А. Мищенко, А. Н. Семенов, В. В. Семенова. - Ханты-Мансийск : РИО ИРО. – 2014. - № 1 (32) . - 226 с.
Журнал является педагогической площадкой для обсуждения наиболее актуальных проблем в системе образования, результатов внедрения ФГОС нового поколения. Важной темой остаётся разработки концепции одарённости, развитию одарённых детей в округе, реализации их потенциальных возможностей
Сборник материалов конкурса пилотных и стажировочных площадок опережающего введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в реализации проектов модернизации и развития образования / составитель: Н. М. Кириллова, Е. Г. Мазурова; С. Собянина ; вступительная статья Е. Г. Мазуровой. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2014. – 308 с.
В сборнике представлены лучшие материалы победителей и призеров конкурса пилотных и стажировочных площадок опережающего введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в реализации проектов модернизации и развития образования. Сборник ориентирован на широкуюпедагогическую аудиторию, представляет интерес для проектирования деятельности в условиях реализации ФГОС. Материалы печатаются в авторской редакции.
Разработка основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / составитель Н. К. Полуянова. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 122 с.
Материалы методических рекомендаций подобраны таким образом, чтобы помочь каждой дошкольной образовательной организации создать свою образовательную программу, отражающую специфику организации педагогического процесса в данном учреждении.
Методические рекомендации предназначены для руководителей дошкольных образовательных организаций и групп проектировщиков, разрабатывающих основные образовательные программы дошкольного образования.
В рекомендациях использованы материалы из опыта работы педагогов дошкольных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Методика сравнительной оценки и рейтингования общеобразовательных организаций Ханты-Манстйского автономного округа - Югры [Текст] / АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования». - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 56 с.
Педагогика и психология [Текст] : журнал научно-методических работ [Текст] / под редакцией С. В. Слинкина, Л. М. Беткер, А. В. Младенцева, О. Г. Ярлыковой. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 140 с.
В сборнике опубликованы научно-методические статьи по актуальным проблемам педагогики, специальной психологии, представлены теоретические и практические разработки ученых и практиков по различным аспектам совершенствования работы специалистов регионального образования.
Опубликованные в сборнике материалы имеют научную и практическую значимость и рекомендуются к использованию в деятельности работников образования
Публичный доклад в сфере дополнительного образования детей, общего и профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в 2013 году / А. П. Урсу-Архипова, И. Г. Шалунова, Т. Л. Начкепия[и др.]. – Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2014. – 28 с.
Ниязова, Х. Н. Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одаренных детей : методические рекомендации / автор-составитель Х. Н. Ниязова. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 60 с.
Пособие содержит практико-ориентированные материалы, раскрывающие идеи индивидуализированного обучения и соответствующие ФГОС, необходимые для успешного проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей, положены рекомендации по реализации различных моделей маршрутов.
Материалы ориентированы на специалистов системы общего образования (педагогов, заместителей руководителей ОУ по воспитательной работе, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и др.)
Лучшие практики региональных инновационных площадок в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в 2012-2013 гг. [Текст] : сборник материалов региональных инновационных площадок / составитель Н. М. Кириллова; вступительная статья Е. В. Мамадуллина. - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 230 с.
Сборник содержит материалы, обобщающие опыт работы региональных инновационных площадок (РИП) Ханты-Мансийского автономного округа –Югры. Материалы печатаются в авторской редакции.
Проектирование основной образовательной программы основного общего образования [Текст] : методические рекомендации для руководителей образовательных организаций основного общего образования / Н. М. Кириллова, А. П. Урсу-Архипова. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 103 с.
Методические рекомендации составлены на основе текста «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с. – (Стандарты второго поколения)» и имеют форму методического конструктора. В приложении представлен опыт пилотных площадок ХМАО –Югры по опережающему введению ФГОС по проектированию отдельных аспектов ООП ООО: МБОУ СОШ № 5, г. Пыть-Ях; МБОУ «Лицей № 2», г. Нижневартовск; МБОУ СОШ №10, г. Нефтеюганск; МБОУ СОШ № 3, г. Югорск; МБОУ «Лицей № 1», г. Сургут; МБОЙ «Федоровская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», Сургутский район; МБОУ «СОШ № 1» г. Нефтеюганск, МБОУ СОШ №5 г. Югорск; МБОУ СОШ № 40 г. Нижневартовск.
Банников, В. Н. Народное искусство и художественное творчество [Текст] : внеурочная деятельность в школе : учебно-методическое пособие. Часть 1: 1-4 класс, часть 2: 5-8 класс / В. Н. Банников. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 171 с.
В учебно-методическом пособии «Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в школе» раскрываются концептуальные основы организации художественного творчества обучающихся в преемственной системе урочной и внеурочной деятельности на материале народного искусства. Представленное содержание учебных занятий построено по принципу синкретичности. Это позволит погрузиться в «Истоки» традиционной художественной культуры. Пособие будет полезно учителям основного общего образования, педагогам дополнительного образования и родителям в системе этнокультурного, духовно-нравственного образования и воспитания.
Развитие метапредметных умений на бинарном уроке [Текст] : сборник методических материалов : (из опыта работы учителей истории и обществознания МБОУ гимназии «Лаборатории Салахова» г. Сургут) / составитель Л. П. Кириллова ; рецензенты: В. Д. Повзун, А. Г. Киселев. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 72 с.
Сборник состоит из технологических карт бинарных уроков, которые включают в себя учебный материал смежных предметов и способствуют развитию метапредметных умений учащихся на уроках.
Сборник адресован учителям истории и обществознания.
Рабочая тетрадь [Текст] : 4 класс : с региональной составляющей по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» : (модуль «Основы православной культуры») : к учебнику Т. А. Костюковой, О. В. Восресенского, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошниковой «Основы православной культуры» / АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования» ; составитель Е. А. Тельминов ; рецензенты: Л. Н. Устенко, Д. Губанищев. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 78 с.
Рабочая тетрадь разработана в качестве методического пособия к учебнику «Основы православной культуры» (авторы Т. А. Костюкова, О. В. Воскресенский, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова) и предназначена для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций, изучающих модуль «Основы православной культуры» предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Тетрадь расширяет содержание каждой из тем модуля, дополняя учебник, систематизирует изученный материал, активизирует познавательную активность. Задания тетради имеют дифференциацию по уровню сложности и могут использоваться для оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов освоения модуля. При работе с пособием предусматривается совместная работа обучающихся с членами их семей, что способствует формированию системной работы с родителями в рамках реализации предмета. Содержание тетради ориентирует обучающихся на изучение религиозных и культурных традиций, истории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Рабочая тетрадь [Текст] : 4 класс : с региональной составляющей по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» : (модуль «Основы светской этики») : к учебнику А. А. Шемшурина, Н. М. Брунчуковой, Р. Н. Демина, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошниковой "Основы светской этики" / АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования» ; составитель Е. А. Тельминов ; рецензенты: Л. Н. Устенко, О. Ю. Евсеева. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 72 с.
Рабочая тетрадь разработана в качестве методического пособия к учебнику «Основы светской этики» (авторы А. А. Шемшурин, Н. М. Брунчукова, Р. Н. Демин, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова) и предназначена для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций, изучающих модуль «Основы светской этики» предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Тетрадь расширяет содержание каждой из тем модуля, дополняя учебник, систематизирует изученный материал, активизирует познавательную активность. Задания тетради имеют дифференциацию по уровню сложности и могут использоваться для оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов освоения модуля. Ряд заданий Рабочей тетради предусматривает совместную работа обучающихся с членами их семей, что способствует формированию системной работу учащихся с родителям, что способствует формированию системной работы с родителями в рамках реализации предмета. Содержание тетради ориентирует обучающихся на изучение, в том числе, культурных традиций и истории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Очерки диалектов хантыйского языка(казымский диалект) : учебное пособие. Часть 3 / Н. И. Терёшкин, Е. А. Нёмысова. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 96 с.
Книга содержит описание фонетики и морфологии казымского, одного из западных диалектов хантыйского языка. Материал излагается впервые в системе, публикация его поможет решить актуальные проблемы сохранения языков, находящихся под угрозой исчезновения, совершенствования письменности, графики и орфографии западных диалектов хантыйского языка, отсутствия систематического изучения хантыйского языка в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа –Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Приложение: образец текста на казымском диалекте на фонематическом принципе.
Издание рассчитано на языковедов, преподавателей хантыйского языка, студентов и широкий круг читателей, интересующихся вопросами теории хантыйского языка.
Программа конкурсов профессионального мастерства в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Педагог года Югры - 2014» / составители: Е. Г. Мазурова, Ю. В. Калемина, Н. К. Полуянова, О. Г. Ярлыкова, С. Н. Чистяков, Д. Г. Сизых, М. Е. Макарова ; редактор Е. Г. Мазуровой ; ответственный за выпуск В. В. Семенова. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 88 с.
Конкурс «Педагог-психолог года Ханты-Мансийского автономного округа –Югры– 2014» : информационный сборник / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры ; АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования» ; [составители: О. Г Ярлыкова ; редактор О. Г. Ярлыковой ; технический редактор: В. В. Семёнова]. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 30 с.
В информационном сборнике представлена информация об участниках регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года – 2014», нормативные документы конкурса «Педагог-психолог года Ханты-Мансийского автономного округа –Югры– 2014».
Повышение эффективности государственно-общественного управления образованием средствами проектного и социального менеджмента в условиях открытого информационно-образовательного пространства [Текст] : рабочая тетрадь слушателя курсов повышения квалификации / составители: В. А. Акимова, Т. А. Грошева, Е. Г. Мазурова, Н. М. Кириллова ; рецензенты: Е. Н. Шимутина, В. В. Семенова. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 126 с.
Рабочая тетрадь является основной частью учебно-методического обеспечения курсов повышения квалификации по теме: «Повышение эффективности государственно-общественного управления образованием средствами проектного и социального менеджмента в условиях открытого информационно-образовательного пространства».
Содержание рабочей тетради соответствует тематике курсов, призвано обеспечить слушателям возможности освоения содержания программы курсов, а также их деятельность в области реализации тьюторского сопровождения повышения квалификации по вопросам государственно-общественного управления образованием. Рабочая тетрадь может быть использована как для самостоятельного обучения, так и для проведения курсов повышения квалификации.
III Межрегиональная конференция «Роль государственно-общественного управления в развитии системы образования» [Электронный ресурс] : материалы межрегиональной конференции / АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования».– Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014.
На электронном ресурсе содержится перечень презентационных материалов пленарного заседания III Межрегиональной конференции «Роль государственно-общественного управления в развитии системы образования» в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре, 4-5 декабря 2014 г., г. Сургут.
Роль государственно-общественного управления в развитии системы образования [Текст] : программа III межрегиональная конференция (4-5 декабря 2014 г. г. Сургут) / составители: Г. В. Дивеева, Е. Г. Мазурова, О. Н. Младенцева ; общая редакция Е. Г. Мазурова ; ответственный за выпуск В. В. Семенова. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО. – 2014. – 20 с.
Заседание государственно-общественного совета по дополнительному образованию детей, общему и профессиональному образованию Ханты-Мансийского автономного округа –Югры : 5 декабря 2014 г. г. Сургут [Текст] / [Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры ; АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования»], 2014. – 4 с.
Опыт работы пилотной площадки по вопросам развития государственно-общественного управления образованием за первый год реализации мероприятий ФЦПРО Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский ссадобщеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 39 «Белоснежка» города Сургута [Текст] / [Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры, 2014. – 15 с.
Опыт работы пилотной площадки по вопросам развития государственно-общественного управления образованием за первый год реализации мероприятий ФЦПРО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Сургута [Текст] / [Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры, 2014. – 15 с.
Опыт работы пилотной площадки по вопросам развития государственно-общественного управления образованием за первый год реализации мероприятий ФЦПРО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Сургута [Текст] / [Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры, 2014. – 15 с.
Опыт работы пилотной площадки по вопросам развития государственно-общественного управления образованием за первый год реализации мероприятий ФЦПРО Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад № 8 «Солнышко» города Ханты-Мансийска [Текст] / [Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры, 2014. – 15 с.
Опыт работы пилотной площадки по вопросам развития государственно-общественного управления образованием за первый год реализации мероприятий ФЦПРО Муниципального дошкольного общеобразовательного автономного учреждения «Детский сад № 9» города Нефтюганска [Текст] / [Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры, 2014. – 15 с.
Опыт работы пилотной площадки по вопросам развития государственно-общественного управления образованием за первый год реализации мероприятий ФЦПРО Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Нефтюганска [Текст] / [Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры, 2014. – 15 с.
Опыт работы пилотной площадки по вопросам развития государственно-общественного управления образованием за первый год реализации мероприятий ФЦПРО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей им. Г. Ф. Атякшева» города Югорска [Текст] / [Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры, 2014. – 15 с.
Расширение общественного участия в управлении образовательными организациями различных организационно-правовых форм [Текст] : методические рекомендации / автор-составитель И. А. Грошева. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 81 с. –ISBN 978-5-94611-215-4.
Методические рекомендации являются составной частью учебно-методического обеспечения курсов повышения квалификации по теме «Повышение эффективности государственно-общественного управления образованием средствами проектного и социального менеджмента в условиях открытого информационно-образовательного пространства».
Содержание методических рекомендаций основывается на актуальной нормативно-правовой базе федерального и регионального уровня, опыте работы инновационных и пилотных площадок Ханты-Мансийского автономного округа –Югры. В методических рекомендациях использованы материалы образовательных организаций, представленные на региональных конкурсах в сфере образования в 2014 году, представлен опыт муниципального образования – город Югорск в части развития форм государственно-общественного управления образованием.
Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных организаций, государственных и муниципальных служащих органов, осуществляющих управление в сфере образования, широкого круга общественности и призваны обеспечит развитие государственно-общественного управления образованием.
Методические материалы к курсам повышения квалификации по программе «Государственно-общественная составляющая в оценке профессиональной деятельности педагога» : направление: Управление образовательной организацией в условиях внедрения ФГОС и профессионального стандарта педагога / АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2014. – 64 с.
Методические материалы являляются составной частью учебно-методического обеспечения курсов повышения квалификации по теме «Государственно-общественная составляющая в оценке профессиональной деятельности педагога» (направление: Управление образовательной организацией в условиях внедрения ФГОС и профессионального стандарта педагога).
Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных организаций, государственных и муниципальных служащих органов, осуществляющих управление в сфере образования, широкого круга общественности и призваны обеспечить развитие государственно-общественного управления образованием.
Издания 2013 года
Сборник материалов по ФГОС ООО [Электронный ресурс] : из опыта работы пилотных площадок опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2012-2013 гг. : сборник материалов пилотных площадок / составитель И. В. Долженко. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. В сборнике представлены материалы работы по апробационным темам, утвержденным приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1479 от 14 декабря 2012 года «Об утверждении перечня направлений (апробационных тем) пилотных площадок, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», образовательных учреждений муниципального образования автономного округа.
Сборник адресован руководителям и педагогам общеобразовательных учреждений как практическое пособие по инновационному развитию в условиях введения и реализации образовательных стандартов нового поколения.
Сборник подготовлен по материалам, представленным авторами, и сохраняет авторскую редакцию.
Проблемы школьного математического образования в современных условиях [Электронное издание] : материалы региональной научно-практической конференции (Ханты-Мансийск, 18 апреля 2013 г.) : в 2-х частях / под редакцией И. В. Долженко. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. –ISBN 978-5-94611-173-7.
В сборнике представлены материалы, подготовленные участниками региональной научно-практической конференции, состоявшейся 18 апреля 2013 г. в г. Ханты-Мансийске. Материалы отражают актуальные проблемы школьного математического образования в условиях введения и реализации образовательных стандартов нового поколения и пути их решения на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Сборник подготовлен по материалам, представленным авторами, и сохраняет авторскую редакцию.
Управление образовательными системами [Электронное издание]: сборник научно-практических трудов. –Вып. 3 / главный редактор Т. А. Грошева ; составитель: Л. Н. Паукова, Н. М. Кириллова, В. А. Акимова, И. Н. Чернакова. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО. – 2013. – ISBN 978-5-94611-153-9.
Материалы сборника способствуют обобщению научных и практических достижений в области проблем управления образовательными системами, проблем качества профессионального развития работников осуществляющих управление в сфере образования на региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях.
Авторами раскрываются актуальные вопросы, что позволяет выявить различные подходы к усовершенствованию процесса управления в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Сборник подготовлен по материалам, предоставленным авторами, и сохраняет авторскую редакцию.
Управление образовательными системами [Электронное издание]: сборник научно-практических трудов. – Вып. 4 / составитель Н. М. Кириллова. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО. – 2013. – ISBN 978-5-94611-153-9.
Представленные в сборнике материалы по вопросам реализации региональной модели аттестации педагогических кадров адресованы широкой педагогической общественности.
Материалы сборника раскрывают процедуру проведения аттестации педагогических кадров в округе, в нём представлена статистика результатов аттестации педагогических кадров за 2012 год.
Сборник подготовлен по материалам, предоставленным авторами, и сохраняет авторскую редакцию.
Литературное развитие младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] : учебно-методическое пособие / автор-составитель М. Н. Плесовских. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 76 с.
В пособии раскрываются сущность литературного развития младших школьников, особенности урока литературного чтения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Учебно-методическое пособие адресовано учителям начальных классов, методистам.
Календарь праздников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2013-2015 гг. [Текст] : по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» / АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования» ; составитель Е. А. Тельминов. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 60 с.
Учебное пособие предназначено для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций, изучающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Оно расширяет представление о сущности, обрядовых особенностях, истории праздников, информирует об очередности памятных дней в годичном календарном круге на ближайшие три года. Календарь призван способствовать консолидации учеников, изучающих разные модули, формировать здоровое доброжелательное отношение к представителям других народов, культур.
Оно может использоваться при изучении любого модуля курса вне зависимости от выбранного учебно-методического комплекса.
Путеводитель по специализированной выставке-форуму «Образование Югры – 2013. Непрерывное образование» [Текст] : 21-22 ноября 2013 г., Ханты-Мансийск / АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 36 с.
Рекомендации по использованию результатов сравнительной оценки и рейтингования общеобразовательных организаций [Текст] / АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования». - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 40 с.
Пишем Югорскую сказку [Текст] : сборник по итогам конкурса детских работ / АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования» ; составитель С. А. Собянина. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 104 с.
В 2012 году в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре прошел конкурс детских работ экологической направленности «Пишем Югорскую сказку» среди учащихся 1-4 классов – группа А и 5-8 классов – группа Б.
Основная цель данного конкурса – воспитание экологической культуры в процессе литературного творчества. В сборнике представлены сказки юных авторов – участников этого конкурса.
Такие сказки нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе. Они помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир.
Сказки изданы в авторском варианте.
Хатэлёшие : книга для детей дошкольного возраста на хантыйском (казымский, сургутский, ваховский диалекты) и русском языках. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 40 с.
Учителя и преподаватели хантыйского языка и литературы сегодня как никогда нуждаются в хороших и разнообразных учебниках, учебных пособиях. Нехватка новых современных пособий (особенно книг для чтения) была всегда, но, в современный период массового билингвизма среди ханты, она ощущается особенно остро.
Предлагаемое учебно-методическое пособие – одно из тех, что восполняет данный пробел. Издание ориентировано на самостоятельное изучение хантыйского фольклора и усвоение минимума словарного запаса, а также основ грамматики конкретного диалекта.
Книга для чтения для дошкольных образовательных учреждений на мансийском и русском языках / составитель Е. У. Акбаш. –Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 60 с.
Книга для чтения, куда вошли сказки на мансийском и русском языках, предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей для чтения малышам.
Мансийский язык : 2 класс : рабочая тетрадь : для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 1 / М. Е. Макарова, редактор К. В. Афанасьева. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 56 с.
Рабочая тетрадь разработана к учебнику Сайнаховой А. И. по мансийскому языку для 2 класса общеобразовательных школ. Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся, обеспечивает комплексное развитие навыков письменной речи, аудирования, чтения и говорения.
Семенов, Александр Николаевич Метапредметный подход на уроках литературы как средство познания и воспитания [Текст] : учебно-методическое пособие для учителей русского языка и литературы / А. Н. Семенов ; Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры ; АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 90 с.
В учебно-методическом пособии рассматриваются методологические основы, а также формы и приемы работы, направленные на формирование метапредметных умений учащихся на уроках литературы, раскрыта сущность категорий («знак», «знание», «проблема»), обращение к которым на уроке способствует формированию метапредметных умений, универсальных учебных действий, раскрываются возможности создания оптимальных условий с целью достижения метапредтменых результатов.
«Стерхи на Югрой...» [Текст] : учебник-хрестоматия для 7 класса по программе спецкурса по литературе «Литература и культурные традиции Обь-Иртышского Севера» / АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования» ; составитель: Т. С. Астраханцева и др. ; научный редактор А. В. Ефремов ; главный редактор Т. С. Астрахавцева]. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 188 с.
Учебник-хрестоматия «Стерхи на Югрой…» для 7 класса соответствует новой программе спецкурса по литературе (региональная составляющая) «Литература и культурные традиции Обь-Иртышского Севера» для 5-9 классов (авторы-составители Т. С. Астраханцева, Т. П. Антипова). Он знакомит школьников с природой Обь-Иртышского Севера. Каждый раздел посвящен отдельной теме, касающейся жизненноважных проблем сосуществования природы Севера и человека. В хрестоматию включены материалы этнографического, биографического, научно-познавательного характера, художественные, публицистические и фольклорные произведения (или фрагменты из них). Наряду со статьями, воспоминаниями, документальными материалами, учебник-хрестоматия содержит вопросы и задания, способствующие более глубокому пониманию этих произведений и подчеркивающие связь человека с природой.
История Ханты-Мансийского автономного округа конец XX – начало XXI вв. [Текст] : учебно-методическое пособие для учителей истории 9-11 классов / авторы-составители: Б. Ф. Мазуров, А. Н. Семенов, Е. Г. Мазурова, Т. А. Литвиченко. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 180 с.
Данное пособие позволит учителю обобрать на урок тот исторический материал, который по его усмотрению сделает учебный процесс более эффективным, а выпускникам – подготовиться к текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Пособие структурировано так, чтоб исторический материал изложен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет при его изучении активно применять данные региональной периодической прессы, результаты региональных научно-практических конференций.
Ко всем итоговым заданиям, помещенным в пособии, представлены ответы и рекомендации по их оцениванию.
Мы – дети природы [Текст] : рабочая тетрадь по краеведению для 1 класса четырехлетней начальной школы / авторы-составители: Л. Г. Демус, Т. К. Орлова, Н. Г. Богордаева, Л. Н. Нечаева ; научный редактор А. В. Ефремов. – 2-е изд., испр. и доп. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 46, [1] с. : ил. – ISBN 5-89846-52-7.
Пособие переработано с учетом ФГОС начального общего образования.
Предлагаемое пособие способствует воспитанию любви к родному краю, формированию потребности самостоятельно изучать Ханты-Мансийский автономный округ – Югру.
В учебной тетради содержатся интересные задания, помогающие развить мышления, память, внимание, речь, творческое воображение младших школьников, как на уроках, так и во внеклассной и внешкольной работе. Пособие окажет значительную помощь учителю и учащимся в систематизации и практическом применении знаний по краеведении.
Даны рекомендации учителю по работе с учебной тетрадью.
Мы – дети природы [Текст] : рабочая тетрадь по краеведению для 2 класса четырехлетней начальной школы / авторы-составители: Л. Г. Демус, Т. К. Орлова, Н. Г. Богордаева. – 3-е изд., испр. и доп. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 83 с. : ил.
Пособие переработано с учетом ФГОС начального общего образования.
Рабочая тетрадь адресована учащимся 2-го класса для работы в классе и самостоятельного выполнения заданий по курсу краеведения «Мы – дети природы».
Учащимся предоставляется возможность получить первоначальные сведения о традициях, быте, ремеслах народов нашего края.
Разнообразные интересные задания помогут систематизировать знания о сезонных изменениях в природе, закономерностях развития растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Мы – дети природы [Текст] : рабочая тетрадь по краеведению для 3 класса четырехлетней начальной школы / авторы-составители: Л. Г. Демус, Т. К. Орлова, Н. Г. Богордаева. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 83 с. : ил.
В учебной тетради по краеведению «Мы – дети природы» для 3 класса содержатся разные виды заданий, построенные с учетом Федерального государственного образовательного стандарта НОО, помогающие развить мышление, память, внимание, речь, творческое воображение младших школьников как на уроках, так и во внеурочной деятельности и способствующие в полной мере формированию универсальных учебных действий.
Пособие окажет значительную помощь учителям и учащимся 3 класса в систематизации и практическом применении знаний по краеведению.
Мы – дети природы [Текст] : рабочая тетрадь по краеведению для 4 класса четырехлетней начальной школы / авторы-составители: Л. Г. Демус, Т. К. Орлова, Н. Г. Богордаева. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 98 с. : ил.
Основная направленность данной тетради – природоведческое краеведение с элементами истории, которое поможет учащимся изучить как отдельные компоненты природы Ханты-Мансийского автономного округа –Югры, так и их взаимосвязи, формирует навыки экологической культуры, знакомит с жизнью и бытом коренных народов Югры, поможет совершить краткий экскурс в историческое прошлое края.
Рабочая тетрадь построена на основе программы по краеведению и с учетом ФГОС НОО. Практически все задания предполагают самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для активной познавательной работы учащихся, а работа над мини-исследованиями поможет учителю в формировании у учащихся метапредметных умений и навыков, в развитии творческого мышления и воображения.
Программа конкурсов профессионального мастерства в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры«Педагог года Югры– 2013» / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры ; АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования» ; Департамент образования администрации г. Ханты-Мансийска ; [составители: Е. Г. Мазурова, Н. К. Полуянова, О. Г. Ярлыкова, С. Н. Чистяков, Д. Г. Сизых, М. Е. Макарова ; редактор Е. Г. Мазуровой ; ответственный за выпуск В. В. Семенова]. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 94 с.
XVIII конкурс «Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа –Югры» [Текст] : информационный сборник / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры ; АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования» ; Департамент образования администрации г. Ханты-Мансийска ; редактор Е. Г. Мазуровой ; составители: Е. Г. Мазурова, О. Н. Младенцева. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 83 с.
В сборнике представлены информация по истории Конкурса, основные нормативные документы, сведения об участниках и жюри конкурса «Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа –Югры» в 2013 году, методические рекомендации по оцениванию конкурсных мероприятий. Сборник адресован участникам, жюри, координаторам, специалистам, занимающимся организацией и проведением конкурсов профессионального мастерства в Ханты- Мансийском автономном округе –Югре.
Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры– 2013 [Текст] : [информационный сборник] / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры ; АУ ДПО ХМАО –Югры«Институт развития образования»; Департамент образования администрации г. Ханты-Мансийска ; [отв. за вып. М. Е. Макарова]. - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. - 31 с.
В сборнике представлена информация по истории конкурса, о победителях конкурсов прошлых лет, об участниках конкурса «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа –Югры» в 2013 г.
VII конкурс «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2013» [Текст] : информационный сборник / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ; АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования» ; Департамент образования администрации г. Ханты-Мансийска ; [составитель, редактор, ответственный за выпуск Н. К. Полуянова]. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 42 с.
В сборнике представлены информация по Конкурса, основные нормативные документы, сведения об участниках и жюри конкурса «Воспитатель года детского сада Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в 2011 году. Сборник адресован участникам, жюри, координаторам и специалистам, занимающимся организацией и проведением конкурсов профессионального мастерства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Сердце отдаю детям [Текст] : [информационный сборник] / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры ; Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийский автономный округ –Югры«Институт развития образования» ; Департамент образования администрации г. Ханты-Мансийска ; составитель, редактор С. Н. Чистякова ; составители: Д. Г. Сизых, О. В. Михайловский. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2013. – 35 с.
В сборнике представлена информация по истории конкурса, сведения об участниках и жюри конкурса «Сердце отдаю детям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в 2013 году. Сборник адресован участникам, жюри, координаторам и специалистам, занимающимся организацией и проведением конкурсов профессионального мастерства в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре.
Издания 2012 года
ЭТНОМИР: образование и культура [Электронное издание] : сборник научно-методических работ. – Вып. 3. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012.
В сборнике «Этномир: образование и культура» представлены научно-методические разработки уроков по родным языкам, авторские образовательные программы, статьи, направленных на формирование этнического самосознания во взаимосвязи с общероссийской гражданской позицией.
Дополнительное образование детей – ресурс устойчивого развития общества (Ханты-Мансийск, 29-30 ноября 2012 г.) : материалы межрегиональной научно-практической конференции / А. П. Урсу-Архипова, Л. Н. Паукова, С. Н. Чистяков, Д. Г. Сизых . – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012 . – 180 с.
В сборнике представлены материалы межрегиональной научно-практической конференции по теме: «Дополнительное образование детей – ресурс устойчивого развития общества», состоявшийся 29-30 ноября 2012 г. в г. Ханты-Мансийске, отражающие основные положения научно-прикладных исследований, опыт работы ученых и практиков образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Содержание статей представляет различные позиции участников конференции по вопросам образовательной политики. Сборник включает три раздела. В первом разделе представлены выступления пленарного заседания конференции. Во втором разделе представлены статьи участников панельных дискуссий конференции. В третьем разделе собраны статьи, раскрывающие опыт работы учреждений и педагогов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Материалы публикуются в авторской редакции.
Банников, В. Н. Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество : 1-4 классы 6 методическое пособие / В. Н. Банников. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 64 с. : ил.
В методическом пособии «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество» раскрываются концептуальные основы организации художественного творчества обучающихся в преемственной системе урочной и внеурочной деятельности на материале народного искусства.
Афанасьева, К. В. Методика обучения мансийскому языку в детском саду : учебно-методическое пособие для воспитателя / К. В. Афанасьева. – 3-е изд., дораб. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 45 с.
Учебно-методическое пособие предназначено преподавателям педагогических училищ и вузов для обучения студентов по специальности «Воспитатель детского сада», «Преподаватель педагогики и психологии», «Методист по дошкольному воспитанию», «Преподаватель мансийского языка». Пособие будет полезным также учителям начальных классов.
Пропись-раскраска на мансийском языке : для детей 4-5 лет / составитель С. А. Собянина. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 15 с.
Данное пособие представляет собой пропись-раскраску на мансийском языке, задания которой направлены на развитие начальных графических навыков и правильную постановку руки ребенка. Пропись-раскраска рекомендована для средней и старшей (дети 4-5 лет) групп дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использована родителями для самостоятельной работы с детьми.
Уроки литературного чтения на мансийском языке во 2 классе общеобразовательных учреждений : методическое пособие / автор-составитель Е. У. Акбаш. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 68 с.
В пособии даются методические рекомендации для проведения уроков литературного чтения по учебнику «Маньсилатын. 2 класс». В нем раскрывается содержание работы по чтению и развитию мансийской речи в соответствии с содержанием учебной программы, и даются примеры проведения уроков.
Акбаш, Е. У. Обучение мансийской грамоте : методическое пособие / Е. У. Акбаш. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 50 с.
Пособие содержит методические рекомендации, разработанные в соответствии с содержанием программы и Букваря на мансийском языке, для проведения занятий по обучению мансийской грамоте.
Автор перечисляет задачи, раскрывает содержание, методику, приемы организации каждого занятия.
Сборник диктантов по мансийскому языку для начальных классов : 2, 3, 4 классы / составитель С. А. Собянина. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 20 с.
В сборнике представлены тексты диктантов, орфографические минутки, письмо по памяти, контрольные списывания, составленные в соответствии с основными требованиями программы начальной школы по мансийскому языку (2-4 классы). Все предлагаемые виды контроля позволят учителю проверить знания учащихся, провести диагностику результатов обучения.
Пособие адресовано учителям начальной школы, а также может быть полезно родителям.
Афанасьева, К. В. Школьный мансийско-русский словарь / К. В. Афанасьева, С. А. Собянина. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 100 с.
Словарь предназначен для учащихся общеобразовательных школ с преподаванием мансийского языка в1-4 и 5-9 классах. По мимо этого, словарь является пособием для преподавателей и студентов ВУЗов, переводчиков, редакторов и для всех, кто интересуется мансийском языком и изучает его.
Соловар, В. Н. Хантыйский язык : 5 класс : рабочая тетрадь : допущено учебно-методическим советом БУ ХМАО – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» / В. Н. Соловар. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 100 с.
Тетрадь является составной частью учебного комплекта «Хантыйский язык. 5 класс».
Тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся и содержит задания не только для повторения и закрепления изученного по учебнику, но и для совершенствования языковой подготовки.
Цысь, Валерий Валентинович Рабочая тетрадь к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» [Текст] : для учащихся 10 класса / В. В. Цысь, Л. П. Кириллова ; [научный редактор В. В. Цысь] ; АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования». - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 52 с.
Рабочая тетрадь представляет собой комплекс учебных заданий, составленных на основе учебника «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» под ред. Д. А. Редина. Тетрадь включает вопросы и задания различных уровней сложности: от репродуктивных до проблемно-познавательных. Она позволит лучше организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома, будет способствовать совершенствованию навыков работы с материалом учебника и историческими документами, поможет осуществить контроль усвоения знаний на всех этапах учебного процесса.
Цысь, Валерий Валентинович Рабочая тетрадь к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» [Текст] : для учащихся 11 класса / В. В. Цысь, Л. П. Кириллова ; [научный редактор В. В. Цысь] ; АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2012. – 50 с.
Рабочая тетрадь представляет собой комплекс учебных заданий, составленных на основе учебника «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» под ред. Д. А. Редина. Тетрадь включает вопросы и задания различных уровней сложности: от репродуктивных до проблемно-познавательных. Она позволит лучше организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома, будет способствовать совершенствованию навыков работы с материалом учебника и историческими документами, поможет осуществить контроль усвоения знаний на всех этапах учебного процесса.